Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества, иными словами профориентация - это комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Профессиональная проба - профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Цель профессиональных проб - побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.
Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения.
Профессиональной пробой может быть:
- результат/продукт (индивидуальные проекты, материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности и др.) занятий в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности;
- некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
- имитационная (деловая) игра на курсах профессиональной направленности и др.
Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, могут осуществляться как в учебном процессе, так и во внеурочной работе.
В ходе профессиональных проб осуществляются следующие виды деятельности:
- моделируются различные элементы профессиональной деятельности;
- определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;
- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
В ходе профессиональных проб учащимся:
- сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности,
- моделируются различные элементы профессиональной деятельности,
- определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб,
- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Основные принципы профориентационной работы в школе
- Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся
- Вовлечение семьи в процесс сопровождения профессионального самоопределения
- Социальный диалог—залог эффективности сопровождения профессионального самоопределения
- Практикоориентированность процесса сопровождения профессионального самоопределения
С программами профессиональных проб можно ознакомиться по ссылке
Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 07.02.2019 №18-рг Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2019 год
Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 29.12.2017 №87-рг Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2018 год
Приказ ДОиН от 20.12.2017 №2282 Об утверждении Положения об организации и проведении профессиональных проб обучающимися общеобразовательных организаций Кемеровской области
Информация для планирования профориентационной работы в школе
Презентация - Профессиональная проба: проектирование и технология проведения
Методические рекомендации - Профессиональная проба: проектирование и технология проведения
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ
Профориентационный минимум
Материалы и авторские методики для учащихся и родителей (законных представителей) с целью самостоятельного использования при определении профессиональных склонностей